9 апреля 2015 г.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) - выдающийся русский писатель и драматург XX века, признанный классик отечественной словесности. Автор таких произведений, как "Записки юного врача", "Белая гвардия", "Дни Турбиных", "Собачье сердце".
Михаил Булгаков вошел в мировую литературу прежде всего как автор романа "Мастер и Маргарита", который многие читатели считают лучшим романом двадцатого столетия. К современному читателю этот роман пришел в 1966 г. и сразу же привлек к себе внимание необычностью сюжета, острой сатирой и глубоким философским смыслом.
«Мастер и Маргарита» – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом, смерти и бессмертия. Эта книга – на века, она не теряет своей привлекательности; прочтя первую фразу: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан…», мы добровольно, неминуемо и безвозвратно погружаемся в мир Мастера, Маргариты, Пилата, Воланда, Азазелло с Коровьевым и других героев романа.
Пора и нам вместе с ЛитТуристом пройтись по Москве и окунуться в неповторимую атмосферу старинного города, полного загадок и тайн, который так удивительно отобразился в великом романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Патриаршие пруды
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина (отрывок из книги)
Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер. Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика… (отрывок из книги)



Патриаршие пруды в Москве расположены в центральной части города неподалеку от Садового кольца. Человек, впервые решивший найти в Москве Патриаршие пруды, будет сильно озадачен. Придя по указанному адресу, он обнаружит всего-навсего один пруд, окружённый небольшим парком. До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз. В начале XVII века здесь обустроили резиденцию Московского патриарха Гермогена, а на месте осушенного Козьего болота образовалась Патриаршая слобода. В 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола. Потом патриаршество пришло в упадок, слобода перешла в руки к другим хозяевам, а пруды за ненадобностью были заброшены и заболотились. Только в начале XIX столетия, в связи с обустройством здешних мест, один из прудов очистили, разбив рядом зеленый сквер, а два остальных попросту засыпали. До сих пор ходят слухи, что неспроста именно здесь первый раз появился Воланд, а Аннушка так некстати разлила масло. Говорят, что нечистая сила, обитавшая на болотах, продолжала строить козни жителям Патриаршей слободы. Потому-то и установили здесь памятный знак: «Запрещено разговаривать с незнакомцами».


Спиридоновка. Никитские Ворота
Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Cпиридоновке. Сколько Иван не прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Cпиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось (отрывок из книги)


Спиридоновка - улица в центре Москвы на Пресне между Малой Никитской улицей и Садовой-Кудринской улицей. Получила название Спиридоновка по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года.
Никитские Ворота - площадь на территории Пресненского района в Центральном административном округе Москвы. Площадь расположена на пересечении Бульварного кольца и Большой Никитской улицы. Название площади, а также примыкающего бульвара и улиц, происходит от Никитских ворот, которые были одними из 11 проезжих ворот Белого города. В свою очередь, Никитские ворота получили название от Никитского монастыря, основанного в 1582 г. Сегодня на Никитской площади можно увидеть такие примечательные здания и сооружения, как храм Вознесения Господня в Сторожках, храм преподобного Феодора Студита, фонтан-ротонду Наталья и Александр, здание Информационного Телеграфного Агентства России, а также памятник К.А.Тимирязеву.

Арбатская площадь
Как ни был расстроен Иван, все же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади (отрывок из книги)

Арбатская площадь Москвы расположена в западной части центра столицы, на территории района Арбат Центрального административного округа. Находится на пересечении Гоголевского бульвара, улицы Знаменка и площади Арбатские Ворота. В глубокой древности на месте площади шумел густой лес, по которому протекал ручей Черторый, впадающий в Москву-реку. В XIV-XV веках лес частично вырубили, а на его месте раскинулись предместья Кремля. «Арбатом» местность назвали от проживавших здесь купцов, которые торговали с Аравией, Персией, Кавказом, Крымом, а в переводе с арабского "арбат" и обозначало «предместья». В 1993 году Арбатская площадь Москвы была разделена на две: Арбатскую и Арбатские Ворота. На современной Арбатской площади Москвы можно увидеть храм-часовню Бориса и Глеба, построенную в 1997 году, существующий до сих пор кинотеатр, а также посетить знаменитый ресторан "Прага". 


Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ
Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом. Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя – Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела – мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Однако дом так называли. А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах (отрывок из книги)


Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ. В этом доме в 1812 г. родился писатель и публицист Александр Иванович Герцен. А в 1840-1850 гг. домом владел дворянин и дипломат Д.Н.Свербеев, у которого собирались московские писатели на «Свербеевские пятницы». Среди посетителей бывали Герцен, Чаадаев, Гоголь, Боратынский. В 20-е гг. XX столетия тут работал ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). Тогда и вошло в обиход название «Дом Герцена». Здесь выступали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. В декабре 1933 года в Доме Герцена открылся Литературный институт. Здесь преподавали или учились М.Шолохов, К.Паустовский, К.Симонов, Р.Гамзатов, Ю.Трифонов. Здесь нашли себе временный приют Андрей Платонов, В.Иванов, М.Пришвин.


"Нехорошая квартира" №50
Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. Надо сказать, что квартира эта – N50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией (отрывок из книги)




 Посетить сайт музея

«Нехорошая квартира» №50 в доме 302-бис по Большой Садовой, в которой жил Воланд со своей свитой, имеет свой прототип. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10, где писатель жил в 1921-1924 гг. Вымышленный номер 302-бис - это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. Квартира эта представляла собой коммуналку коридорного типа и состояла из нескольких комнат, где жили разные семьи. Некоторые черты планировки сходны с квартирой № 34 в этом доме, где писатель проживал в августе-ноябре 1924 года. По воспоминаниям первой жены Булгакова, в квартире № 50 жила женщина, которая была прототипом Аннушки из романа. С 2007 года «нехорошая квартира» функционирует как музей Булгакова. В подъезде Булгаковской квартиры посетители оставляют рисунки, надписи и пожелания: стены пестрят ими на всех этажах. Для посетителей музея открыто восемь комнат, каждая из которых представляет ту или иную сторону многогранной личности Булгакова, а также характеризует эпоху, в которой писатель существовал. В этом же доме находится «Дом Булгакова» - частный культурный центр, открывшийся на несколько лет раньше.

Театр Варьете
В то время, как случилось несчастье с Никанором Ивановичем, недалеко от дома N 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха. Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним, как раз за спиною финдиректора, сидевшего за письменным столом, в летний сад Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и открытая эстрада (отрывок из книги)





Прототипом Театра Варьете послужил Государственный Московский мюзик-холл 20-х годов, расположенный на Триумфальной площади, где теперь находится Московский академический театр сатиры. Здание театра было построено в 1911 г. специально для цирка братьев Никитиных. Булгаков еще успел посетить цирк до того, как его окончательно закрыли в начале 20-х годов. В 1926 г. цирк превратили в театр и стали называть Вторым государственным цирком - мюзик-холлом, а затем Московским мюзик-холлом. Он просуществовал до 1936 г. После этого здание стало использоваться в качестве Театра оперетты. В 1963 г. в здании прошел капитальный ремонт, и он стал, наконец, походить на театр, а не на цирк. Фасад здания сейчас представляет собой невзрачную бетонную стену. И только купол театра, похожий на инопланетянина, служит напоминанием о его «цирковом» прошлом.

За Театром Сатиры находится сад Аквариум, тихое уютное местечко, в котором расположился Государственный Академический Театр имени Моссовета. Историю сада "Аквариум" можно исчислять с 1893 года, когда во владениях крупного московского домовладельца С.М.Малкиеля открылся сад "Чикаго". В саду был театр, несколько эстрад, павильон, в центре размещался большой фонтан с водопадом, железная ажурная башня для иллюминаций. В 1897 году владение было продано кандидату прав И.С.Соловейчику, который продолжил строительство в саду и провел электрическое освещение, а в 1898 году театр и сад арендовал предприимчивый француз Шарль Омон. При нем сад и получил название "Аквариум". Предполагают, что название было дано с оглядкой на популярный увеселительный сад в Петербурге.

Особняки Маргариты
Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор (отрывок из книги)
Малый Власьевский переулок, 12
Спиридоновка, 17
Малый Ржевский переулок, 6
Остоженка, 21
Малая Никитская, 6
Чистый переулок, 10
Кропоткинский переулок, 13
Существует несколько версий насчет особняка, в котором проживала Маргарита.
Версия 1. Малый Власьевский переулок, 9, 9а (ныне снесенный), 12 – сразу три дома рассматривают эксперты в качестве возможного места жительства Маргариты. Изначально многие подумали на дом № 9, но, не обнаружив ни единого сходства, обратили внимание на дом № 12, который более всего подходил на эту «роль». Однако впоследствии предпочтение было отдано дому № 9а. Важно учесть, что незадолго до своей смерти Елена Сергеевна упоминала именно этот адрес. 
Версия 2. Спиридоновка, 17 –  прекрасный замок, выстроенный в 1893 г.  известным московским архитектором Ф.О.Шехтелем для московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. «Московское чудо» - так называли его в те годы. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.
Версия 3. Малый Ржевский переулок, 6 – особняк архитектора С.У.Соловьева, построенный в 1901-1902 гг. Он интересен своей необычной архитектурой, мозаичным оформлением и своей историей: до замужества здесь проживала будущая жена Булгакова Елена Сергеевна.
Версия 4. Остоженка, 21 – дом архитектора Л.Н.Кекушева, который тот спроектировал и построил для своего семейства в 1901 году. Является одним из красивейших архитектурных зданий в стиле модерн в Москве. Здание напоминает средневековый европейский замок из-за небольшой островерхой башенки, в остальном же оно явно принадлежит эпохе модерна.
Версия 5. Малая Никитская, 6 – особняк мецената С.П.Рябушинского, построенный по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля в 1900-1902 гг. С 1931 по 1936 год здесь проживал А.М. Горький, и дом стал одним из литературных центров Москвы. С 1965 года и по настоящее время в особняке находится музей-квартира А.М.Горького.
Версия 6. Чистый переулок, 10 – доходный дом наследников Н.П.Циркунова. Построен в 1908 г. Автором необычного проекта был архитектор В.С.Масленников. Фасад ассиметричен и многослоен, он делится на три части, каждая из частей фасада имеет свой стиль, свою архитектурную тему. В двадцатых годах ХХ века в этом доме жил писатель Борис Житков.
Версия 7. Кропоткинский переулок, 13 – особняк Дерожинской. Построен в 1901 году архитектором Ф. О.Шехтелем. Дом отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь.

Булгаковеды всё же отдают предпочтение дому 9а, который был разрушен в 60-х годах ХХ века (когда-то по этому адресу располагался так называемый Театральный дом), а также особняку на Спиридоновке.

Манеж
Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж (отрывок из книги) 

Московский Манеж - одна из архитектурных достопримечательностей столицы, располагается между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. Манеж в Москве открылся 30 ноября 1817 года. На фасаде здания размещена мемориальная доска, на которой написано: "Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г." Здание стало настоящим чудом инженерного искусства. Первое время Манеж использовали для проведения строевых парадов и смотров, несколько лет здесь также размещались дворцовые конюшни. Но так продолжалось недолго, с 1831 года в его помещении начали проводить различные культурные мероприятия. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий. В 2004 году здание сильно пострадало от пожара и было перестроено с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера.

Александровский сад
Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. Маргарита быстро сунула руку в сумочку, куда перед этим криком спрятала коробочку, и убедилась, что она там. Тогда, ни о чем не размышляя, Маргарита торопливо побежала из Александровского сада вон (отрывок из книги)

Александровский сад в Москве расположен в самом центре столицы - от Красной площади до Кремлевской набережной. Александровский сад  в Москве был разбит по указу Александра II при восстановлении города после войны 1812 года. Назывался он в то время Кремлевским и строился с 1819 по 1822 гг. Раньше здесь протекала река Неглинная. По проекту  архитектора Осипа Бове река была заключена в трубу и убрана под землю. В 1856 году сады были названы Александровскими. Состоят они из трех частей: Верхние, Средние и Нижние сады. В саду расположено множество исторических объектов — Кутафья башня Кремля, Итальянский грот, обелиск к 300-летию Дома Романовых, Могила Неизвестного Солдата, Вечный Огонь. Сейчас с правой стороны Александровского сада располагается каскад фонтанов, граничащих с Манежной площадью. И сегодня это место остается популярным и у москвичей и у гостей города. Как и прежде сюда приходят отдохнуть, вспомнить историю наших предков, полюбоваться стенами Кремля в свете закатного солнца.

Дом Драмлита
В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита» (отрывок из книги)

Москвичи знают Драмлит как Дом писателей, который Булгаков перенес из Лаврушинского переулка на Арбат. Дом под номером 17 расположен прямо напротив Третьяковской галереи. Дом писателей строили по проекту архитектора И.Н.Николаева в 1935-37 годах в духе раннего сталинского ампира. Список писателей, получивших здесь квартиры, не может не впечатлить: Борис Пастернак, Илья Эренбург, Агния Барто, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Вениамин Каверин, Юрий Олеша, Лев Кассиль... В их числе был и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита. Во дворе дома и поныне стоят старинные палаты Семёна Титова, думного дьяка.

Торгсин
Где они разделились, мы также не можем сказать, но мы знаем, что примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот (отрывок из книги)

До Октябрьской революции по адресу Арбат, 54 располагался ресторан Игнатия Александровича Зверева, который был полностью снесен. На его месте архитекторами В.М.Маятом и В.Олтаржевским в 1928 г. построен жилой дом. Первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин - организация, занимавшаяся обслуживанием иностранцев и советских граждан, имеющих «валютные ценности» (золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, наличную валюту), которые они могли обменять на продукты питания или другие потребительские товары. В 1936 г. Торгсин был упразднен, и гастроном стал называться Смоленским. Вплоть до середины 1970-х гг. в верхних этажах находились квартиры, в основном коммунальные. Затем дом был расселен, а после ремонта верхние этажи отданы в распоряжение МИДа.

Дом Мастера
Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате (отрывок из книги)
- Ах, это был золотой век, - блестя глазами, шептал рассказчик, - совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, - почему-то особенно горделиво подчеркнул он, - маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени (отрывок из книги)


Во времена Булгакова этот небольшой деревянный дом №9 по Мансуровскому переулку, построенный в 1834 г., принадлежал артисту Малого театра С.Топленинову. Братья Топлениновы были хорошими знакомыми Михаила Афанасьевича, а С.А.Ермолинский, снимавший в их доме квартиру, был другом писателя. Булгаков часто ходил в гости и к Ермолинскому, и к младшему Топленинову,  ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой. Тут же, сидя в полуподвальчике, писатель работал над своим романом «Мастер и Маргарита».

Конец маршрута

Комментариев нет:

Отправить комментарий