9 апреля 2015 г.

Браун Д. Ангелы и демоны

Американский писатель, журналист, музыкант. Родился 22 июня 1964 г. В 1998 г. опубликовал свой первый роман-триллер «Цифровая крепость». Последующие произведения создаёт на «стыке жанров» триллера, интеллектуального детектива, романа-загадки. Популярная тема его романов – тайные общества, символика, заговоры.
«Ангелы и демоны» - роман с элементами как триллера, так и интеллектуального детектива, а также первая часть серии про гарвардского профессора Роберта Лэнгдона. Роман был написан в 2000 году, за три года до "Кода Да Винчи", принесшего Д.Брауну мировую славу.

Иллюминаты. Древний таинственный орден, прославившийся в Средние века яростной борьбой с официальной церковью. Легенда далекого прошлого? Возможно... Но – почему тогда на груди убитого при загадочных обстоятельствах ученого вырезан именно символ иллюминатов? Приглашенный из Гарварда специалист по символике и его напарница, дочь убитого, начинают собственное расследование – и вскоре приходят к невероятным результатам...
ЛитТурист приглашает всех желающих пройтись по стопам профессора Лэнгдона и осмотреть достопримечательности великого и прекрасного вечного Рима.

Молодая женщина на самом верху лестницы, ведущей к пирамидам Гизы звонко расхохоталась. – Пошевеливайся, Роберт! – крикнула она с кокетливой улыбкой. – Так и знала, что мне следовало искать мужа помоложе! (отрывок из книги)

Пирамиды Гизы являются старейшей туристической достопримечательностью нашей планеты и знаковыми символами древнеегипетской цивилизации. Этот некрополь состоит из Пирамиды Хуфу (известной как Великая пирамида и пирамида Хеопса), несколько меньшей пирамиды Хафры и относительно скромных размеров Пирамиды Менкаура, а также ряда менее крупных пирамид-спутников, известных как пирамиды цариц, тротуары и пирамиды долины. Великая Пирамида Хуфу (Хеопса на греческом языке), является единственной из сохранившихся семи чудес света. Интересно, что грани Великих пирамид точно ориентированы по сторонам солнца.

Это наш жилой блок, – сообщил Колер, направляя кресло-коляску к зданиям. – Здесь у нас работают свыше трех тысяч физиков. ЦЕРН собрал более половины специалистов по элементарным частицам со всего мира – лучшие умы планеты. Немцы, японцы, итальянцы, голландцы – всех не перечислить. Наши физики представляют пятьсот университетов и шестьдесят национальностей (отрывок из книги)
 – А что у вас означает «бак»? – осторожно поинтересовался Лэнгдон, помня, как уже не раз попадал впросак со своими предположениями. – Большой адроновый коллайдер, – небрежно бросил Колер. – Ускоритель частиц на встречных пучках (отрывок из книги)

ЦЕРН - Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Находится на границе Швейцарии и Франции, вблизи Женевы. Территория ЦЕРНа состоит из двух основных площадок и нескольких более мелких. Большой комплекс зданий включает в себя рабочие кабинеты, лаборатории, производственные помещения, склады, залы для конференций, жилые помещения, столовые. Ускорительный комплекс расположен, как на поверхности, так и под землёй на большой глубине до 100 метров.
Большой адронный коллайдер - ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца) и изучения продуктов их соударений. БАК является самой крупной экспериментальной установкой в мире. В строительстве и исследованиях участвовали и участвуют более 10 тысяч учёных и инженеров из более чем 100 стран. «Большим» назван из-за своих размеров: длина основного кольца ускорителя составляет 26 659 м2; «адронным» — из-за того, что он ускоряет адроны, то есть тяжёлые частицы, состоящие из кварков; «коллайдером» (англ. сталкиватель) - из-за того, что пучки частиц ускоряются в противоположных направлениях и сталкиваются в специальных точках столкновения.

Вертолет резко взмыл вверх, а сердце Лэнгдона, напротив, провалилось куда-то в желудок. Он посмотрел вперед и увидел вдали поднимающиеся к небу развалины римского Колизея. Лэнгдон всегда считал это величественное сооружение одним из парадоксов истории (отрывок из книги)

Колизей стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя Нерона). Как и полагается самому крупному городу империи, он стал самым большим амфитеатром в римском мире, способный вмещать 50 тыс. зрителей. Торжественное открытие Колизея сопровождалось гладиаторскими боями, охотой на диких зверей и морскими сражениями, игры продолжались в течение 97 дней. В результате 2000 лет войн, землетрясений, вандализма и неумолимого действия времени, две трети первоначального сооружения оказалось разрушенным. От бывшей славы Колизея осталась лишь тень его прошлого облика, знаменитые руины. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции были открыты для посещения подземные туннели. Также восстановлен и вновь открыт третий ярус Колизея.

Чуть дальше к северу Лэнгдон увидел Форум – сердце дохристианского Рима. Полуразрушенные колонны напоминали поваленные надгробия на кладбище, которое по какой-то странной иронии судьбы не было поглощено огромным мегаполисом (отрывок из книги)

Римский форум - площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции. Место для Форума было выбрано не случайно - именно здесь было заключено перемирие между римлянами и сабинами, и с той поры долину объявили “местом для торговли и общих встреч”. На Форуме проходили народные собрания, заседания Сената и выборы магистратов, а также религиозные обряды и судебные разбирательства. Со временем Форум был полностью заброшен. Часть обрушившихся зданий была использована жителями для строительства домов, но большинство развалин было уничтожено. В последующие века он полностью был предан забвению, и только в начале нашего века трудами археологов, архитекторов и реставраторов удалось восстановить для потомков этот грандиозный ансамбль древнего, республиканского и императорского Рима.

Лэнгдон и Виттория посмотрели в указанном направлении. Прямо перед ними над голубоватой дымкой смога возвышался гигантский купол собора Святого Петра. – А вот это творение, – сказал Лэнгдон, обращаясь к Виттории, – Микеланджело явно удалось (отрывок из книги) 

Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св.Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, затем строительство собора возглавил Микеланджело.

Кардинал Мортати, безуспешно пытаясь сосредоточиться, смотрел в роскошный потолок Сикстинской капеллы. Покрытые фресками стены отражали голоса собравшихся в капелле кардиналов (отрывок из книги)

Сикстинская капелла была построена в XV в. по заказу папы римского Сикста IV на месте, где до неё существовала «Великая капелла», в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор. Проект создал флорентийский зодчий Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Это здание, простое и крепкое снаружи, изнутри украсили великолепными росписями. Стены Капеллы были покрыты работами, выполненными кистью таких выдающихся итальянских живописцев, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Но самое красивое и величественное художественное полотно Сикстинской капеллы – ее потолок, площадью более чем в 1000 кв. м. полностью расписанный фресками Микеланджело Буонарроти. В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. 

Кар свернул за угол, и Лэнгдон не поверил своим глазам, настолько прекрасным оказался открывшийся перед ним вид. Giardini Vaticani. Знаменитые сады Ватикана – подлинное сердце этого города-государства, подумал он (отрывок из книги)

Сады Ватикана включают в себя парковую зону, которая охватывает больше половины из всей площади Ватикана, а это 44 гектара. Великолепные сады расположены в западной части государства. Впервые о садах на территории Ватикана упоминается в период существования папы Николая III. Когда-то здесь выращивали специальные растения для медицины, фрукты и овощи. Папа Иннокентий VIII в 1485 году начал строительство Ватиканских музеев. В 1559 году папа Пий IV разбил в северной части территории парк эпохи Возрождения. В 1607 году нидерландские мастера построили в садах эксклюзивные фонтаны. Во второй половине XVII века Ватиканские сады используют для посадки редких растений. В 1888 году папа Лев XIII открыл здесь зоопарк.

Апостольский дворец является не чем иным, как конгломератом зданий, расположенных в северо-восточном углу Ватикана рядом с Сикстинской капеллой. Окна дворца выходят на площадь Святого Петра, и во дворце находятся как личные покои папы, так и его рабочий кабинет (отрывок из книги)

Апостольский (Папский) дворец - резиденция главы католической церкви, Папы Римского. К строению примыкают Папские Апартаменты, несколько часовен, правительственные католические учреждения, Библиотека Ватикана и Ватиканские музеи. Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело и Станцы Рафаэля.


Мортати некоторое время стоял молча, потирая пальцем висок. Он понимал, что прежде всего следовало привести в порядок мысли. «Итак, что же нам действительно делать?» – подумал он, бросив взгляд на недавно обновленные фрески Микеланджело на стене над алтарем. Вид Страшного суда в изображении гениального художника его вовсе не успокоил (отрывок из книги)

Страшный суд – фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную.


Выйдя на пьяцца делла Ротунда, они оказались прямо перед Пантеоном. Это сооружение всегда восхищало Лэнгдона, ученый относился к нему с огромным почтением. Пантеон. Храм всех богов. Языческих божеств. Божеств природы и земли (отрывок из книги)

Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек. Он был сооружен еще в 27-25 годах до н.э. полководцем Марком Агриппой на месте старого языческого храма. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна. В 609 году император Византии Фока передал здание папе Бонифацию IV, который преобразовал Пантеон в католическую церковь. С пор Пантеон стал «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Все предметы, связанные с языческим культом, уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых. В храме отсутствуют окна, что и придает ему таинственности. Он освещен естественным светом, который проникает внутрь через широкое незастекленное отверстие в куполе – «окулюс», это символизирует небесное всевидящее око. В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль Санти.

Невольно ускорив шаги под влиянием обуревавших ее чувств, она подошла к гробнице Рафаэля Санти. Даже на расстоянии она заметила, что к этому человеку здесь относились особенно тепло. Его саркофаг был встроен в стену, и надгробие в отличие от всех других закрывал щит из плексигласа (отрывок из книги)

Рафаэль Санти - итальянский живописец и архитектор. Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино. В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра. В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна». Умер 6 апреля 1520 г. в Риме в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. Гробница Санти устроена так, как пожелал он сам. Могила состоит из двух ниш, в одной покоится тело Мастера, а вторая предназначена для алтаря. Ученик Рафаэля Лоренцетти изваял и поставил невероятно трогательную статую святой Девы Марии, прозванную «Мадонной дель Сассо». На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

– Синьор, где расположена эта самая капелла Киджи? – дернула экскурсовода за рукав Виттория. – Примерно в миле отсюда. В церкви Санта-Мария дель Пополо (отрывок из книги)
С пола на него с насмешливой ухмылкой смотрел череп. Это была всего лишь часть весьма натуралистично выполненного мозаичного скелета, призванного изображать «смерть в полете». Скелет держал в руках картон с изображением пирамид и звезд – точно таких же, как те, что находились в часовне (отрывок из книги)


Церковь Санта-Мария-дель-Пополо заложена в 11 веке и закончена в 15 веке при папе Сиксте IV. Эта церковь была возведена на пожертвования народа, выразившего таким образом благодарность Богу за избавление от чумы в 1483 году. Интерьер, имеющий в плане латинский крест, был переоборудован Бернини в XVII в. по распоряжению папы Александра VII и декорирован в стиле барокко. Наибольший художественный интерес представляют приделы церкви, которые были построены как семейные усыпальницы римской знати и церковных сановников.  Капелла Киджи была начата в 1513 году по эскизу Рафаэля для своего покровителя Агостино Киджи и закончена в 1652-1656 году Бернини. Купол украшают мозаики по рисункам Рафаэля Санти. Среди облицовки разноцветным мрамором выделяются четыре скульптуры в нишах, также созданные при участии Рафаэля. По сторонам размещены два надгробия: Агостино и Сиджисмондо Киджи, созданные Рафаэлем «в античном вкусе» - в виде пирамидальных обелисков из серо-розового мрамора на саркофагах.

Скульптуру отличала свойственная мастеру энергичная композиция. Лица и драпировки в характерном для Бернини стиле были проработаны очень детально, а вся скульптура была изваяна из самого лучшего белого мрамора, который можно было купить на деньги Ватикана. Лишь подойдя к изваянию совсем близко, Лэнгдон узнал скульптуру. С немым восхищением он взирал на два беломраморных лица. – Кто здесь изображен? – спросила Виттория. – Эта работа называется «Аввакум и ангел», – едва слышно произнес он (отрывок из книги)

«Ангел и пророк Аввакум»  - скульптура, созданная Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII в 1658-1661 гг. Ангел помогает пророку достать миску и накормить Даниила, брошенного в яму со львами.  Изваяние установлено в капелле Киджи – приделе церкви Санта-Мария-дель-Пополо.


В центре площади Святого Петра высился привезенный Калигулой из Египта обелиск весом в триста пятьдесят тонн. Монолит поднимался к небу на восемьдесят один фут, и его имеющую вид пирамиды вершину украшал пустотелый металлический крест (отрывок из книги) 
Белый мраморный эллипс Бернини, известный как West Ponente, выделялся на фоне серого гранита площади, несмотря на то что его то и дело заслоняли фигуры туристов (отрывок из книги) 
 

В центре площади Святого Петра находится обелиск, привезенный в Рим из египетского Гелиополя императором Калигулой. Обелиск высотой 25,5 метра выполнен из розового гранита. Изначально, этот обелиск использовался в цирке императора на Ватиканских холмах, а потом был перенаправлен в Рим. Лишь в 1586 году Папа Сикст V приказал его переставить архитектору Доменико Фонтана. Он заменил золотой шар, когда-то венчающий обелиск, на Крест с кусочком Креста Господня. По преданию, в Золотом шаре находился пепел императора Цезаря. Обелиск является не только пространственным ориентиром площади, но и временным, так как в сочетании с разметкой на брусчатке он представляет собой самые настоящие солнечные часы. В основании обелиска высечены овальные барельефы-указатели с изображениями ангелов, выдыхающих воздух. West Ponente значит "Западный ветер" – а есть еще "Северо-западный", "Северный" и так далее...

Лэнгдон и Виттория подбежали к главному входу в церковь Санта-Мария делла Виттория и обнаружили, что дверь заперта. Виттория трижды выстрелила из полуавтоматического пистолета Оливетти в замок, и древний механизм развалился (отрывок из книги)
Справа от него высилась скульптура, которая и привела его сюда и о которой он совершенно забыл. С точки, в которой находился Лэнгдон, изваяние казалось гигантским. Творение Бернини "Экстаз святой Терезы" (отрывок из книги)

Церковь Санта-Мария-делла-Виттория строилась орденом босоногих кармелитов с 1605 г. как церковь св.Павла. Однако после победы Католической лиги над протестантами 8 ноября 1620 г. близ Праги у Белой горы церковь переименовали в честь Мадонны Победоносной. В 1624 г. финансирование строительства принял на себя Боргезе. Через два года строительство было завершено, украшение интерьера в стиле барокко продолжалось до конца XVII века. Церковь Санта-Мария-делла-Виттория известна в Риме подчёркнутым театрализованным убранством капеллы Корнаро и в особенности выполненной Бернини скульптурной группой «Экстаз святой Терезы», которая считается триумфом искусства барокко. За основу этой художественной композиции взяты письма Святой Терезы, в которых она описывала сон, в котором к ней явился Ангел Небесный.

Пьяцца Навона. В самом центре площади, неподалеку от церкви Святой Агнессы на Арене, Бернини создал один из самых знаменитых своих шедевров. Каждый, кто приезжал в Рим, считал своим долгом его увидеть. Фонтан «Четыре реки»! (отрывок из книги)


Грандиозный фонтан Четырех рек на площади Навона представляют скульптурные изображения рек четырех континентов - Дуная и Ганга, Нила и Ла Платы, олицетворяющие Европу и Азию, Африку и Америку соответственно. В центре расположен Египетский обелиск высотой 16,54 метра, выполненный из асуанского гранита.  На обелиске уже в Риме были нанесены иероглифы, прославляющие римских императоров Домициана, Веспасиана и Тита. В 1651 году по велению папы Иннокентия X монумент перенесли на площадь Навона и украсили фигуркой голубя с оливковой ветвью, который является символом семьи папы - Памфили. Вокруг обелиска архитектор Бернини выстроил свой знаменитый фонтан Четырех рек.

В 11:07 машина Лэнгдона мчалась вдоль Тибра по набережной Тор ди Нона. Американец уже видел сквозь темноту конечный пункт этой гонки. Впереди и чуть справа возвышалось громадное, похожее на гору сооружение. Castel Sanf Angelo – замок Святого ангела (отрывок из книги) 

Замок Святого Ангела - историческое сооружение, памятник архитектуры периода Древнего Рима. История достопримечательности начинается с 123 года, когда император Адриан начал строить мавзолей для себя и членов своей семьи, а завершил строительство уже после смерти императора его преемник Антонин Пий. До 217 года здесь размещали погребальные урны императоров Рима, правивших после Адриана. В 590 году мавзолей получает название, которое сохранилось до наших дней — Замок святого Ангела. С 590 года Замок святого Ангела стал не только частью оборонительных сооружений, но и местом папского убежища во время осад Рима. Примерно с конца XIV века подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников. В их число входили мыслители и философы, поэты и художники, политические деятели и учёные. В списке узников тюрьмы Замка святого Ангела значатся такие известные личности как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно, граф Калиостро, а также многие другие выдающиеся личности. В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада. По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.


Виттория сделала прекрасный выбор. Роскошная гостиница старушки Европы над фонтаном «Тритон» работы Бернини... (отрывок из книги)

Фонтан Тритона находится на площади Барберини, у самого входа в знаменитый дворец Барберини. Фонтан является работой скульптора и архитектора Джованни Бернини. Сконструирован фонтан был в 1642 году по заказу покровителя Бернини, папы Урбана VIII (Барберини). Это первый городской фонтан работы Бернини. Композиция вокруг фонтана изображает фигуру Тритона, который считается сыном бога Посейдона, сидящего на створках раскрытой раковины. В его руках находится другая раковина, из которой он выдувает водную струю. Постамент, на котором размещена вся конструкция фонтана, расположен на фигурах четырех дельфинов. Между ними можно увидеть изображения папской тиары с перекрещенными ключами и герб семьи Барберини.

Конец маршрута

Комментариев нет:

Отправить комментарий