31 мая 2015 г.

Браун Д. Инферно

Американский писатель, журналист, музыкант. Родился 22 июня 1964 г. В 1998 г. опубликовал свой первый роман-триллер «Цифровая крепость». Последующие произведения создаёт на «стыке жанров» триллера, интеллектуального детектива, романа-загадки. Популярная тема его романов – тайные общества, символика, заговоры. 
"Инферно" - четвертая по счету книга о профессоре Гарвардского университета Роберте Лэнгдоне, опубликована в 2013 г. События романа происходят в Италии, а сюжетная канва навеяна первой частью "Божественной комедии" Данте, книгой "Ад".
…Оказавшись в самом загадочном городе Италии – Флоренции, профессор Лэнгдон, специалист по кодам, символам и истории искусства, неожиданно попадает в водоворот событий, которые способны привести к гибели все человечество. И помешать этому может только разгадка тайны, некогда зашифрованной Данте в строках бессмертной эпической поэмы.
ЛитТурист приглашает всех желающих пройтись по живописным улицам Флоренции, полюбоваться на каменные здания и памятники, а затем отправиться в Венецию и совершить увлекательное путешествие на прогулочном катере по каналам Жемчужины Адриатики.



В самом сердце городского пейзажа вздымался гигантский купол, облицованный красной черепицей и увенчанный золоченым медным шаром, сверкающим, точно маяк. Дуомо. Спроектировав могучий купол для главного флорентийского собора, Брунеллески вписал свое имя в историю архитектуры – и теперь, спустя более чем пятьсот лет, его творение высотой в 114 метров по-прежнему украшало центральную городскую площадь (отрывок из книги)

Санта-Мария-дель-Фьоре, имеющий еще и второе название – Дуомо, самый знаменитый кафедральный собор во Флоренции. Находится в центре города на площади Пьяцца дель Дуомо. Третий по размеру храм христианского мира, кафедральный собор Флоренции был заложен в 1296 году на месте древней церкви Санта-Репарата, и только в 1887 году строительство было завершено, и храм приобрел свой нынешний вид. Над внутренним убранством собора трудились самые знаменитые художники и скульпторы. Обширный купол Дуомо расписан во второй половине 16 века художниками Джорджио Вазари и Федерико Дзуккари. Сюжет традиционен – «Страшный суд». Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Особенность хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Возникший перед ним шедевр, «La Mappa dell’Inferno», был написан одним из колоссов итальянского Возрождения – Сандро Боттичелли. Этот подробный, изобилующий деталями план преисподней – «Карта ада» – являл собой одно из самых устрашающих изображений загробной жизни, когда-либо созданных человеком (отрывок из книги)

Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Большинство людей помнит его как представителя Раннего Возрождения, прославившегося светлыми полотнами, изображающими юношей и девушек небесной красоты. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. «Карта Ада» – иллюстрация Боттичелли к «Божественной комедии» Данте. Представляет собой цветной рисунок на пергаменте с изображением девяти кругов адской бездны, завершен в 1480 г. Боттичелли на своей «Карте Ада» представил царство грешников с такой тонкостью и точностью, что можно проследить отдельные остановки, которые, по сюжету «Божественной комедии», делали Данте и Вергилий, спускаясь к центру земли.

Когда-то Флоренция была окружена сплошной стеной и главным входом в нее служили ворота Порта Романа, построенные в 1326 году. С тех пор прошли века и большую часть городских стен снесли, однако эти ворота уцелели, и поток транспорта до сих пор вливается в город сквозь глубокие арочные туннели в могучем каменном укреплении (отрывок из книги)

Порта Романа, или Римские ворота  - памятник архитектуры, часть древней крепостной стены во Флоренции. От них начиналась дорога, ведущая в Сиену и Рим. Ворота были построены в 1326 году и с тех пор претерпели ряд изменений. Большая часть стен Римских ворот была снесена в XIX веке, однако все же остался небольшой участок к северу от ворот. Арку над Воротами украшает древняя фреска в традиционном флорентийском стиле, на которой изображена Мадонна с Младенцем и святыми. На площади перед внешней стороной ворот стоит большая мраморная статуя Микеланджело Пистолетто. Она представляет собой женщину, направляющуюся на юг, в то время как ноша на её голове указывает на противоположное направление, вглубь города.

С учетом страстной любви Медичи к искусству, подумал Лэнгдон, члены этой семьи вряд ли огорчились бы, узнав, что здание перед ним – изначально оно служило Медичи конюшнями – превратилось в пышущий творческой энергией Институт искусств. А когда-то этот спокойный уголок, теперешний приют молодых художников, был избран для постройки конюшен по причине своей близости к самому лучшему во всей Флоренции участку для верховой езды – садам Боболи (отрывок из книги)
   

Сады Боболи - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса. Сады находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. Сады Боболи были заложены по указанию Элеоноры Толедской, супруги великого герцога Козимо I Медичи. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г. Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в 4,5 га парк обрёл в XVII в. В настоящее время сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII вв.

Теперь они стояли в рощице из пробковых деревьев и смотрели на самый знаменитый одноструйный фонтан Боболи – бронзового Нептуна с трезубцем в руках (отрывок из книги)

Фонтан «Нептун» создан архитектором Стольдо Лоренци в 1565-1568 гг. Флорентийцы  иронически называют его Fontana della forchetta (Фонтан Вилки), из-за трезубца Бога моря. Расположен в Садах Боболи.


Лэнгдон повел ее влево, и они стали спускаться по крутому склону. Вскоре в просветах между деревьями показался дворец. Это и был палаццо Питти (отрывок из книги)
Палаццо Питти – художественный музей во Флоренции. Строительство дворца было начато в 1458 году флорентийским банкиром Лукой Питти. В 1472-м году Лука Питти скоропостижно скончался, семья несла убытки, вследствие чего дворец был брошен и запущен. Спустя столетие дворец переходит во владение к супруге герцога Козимо I Медичи Элеоноре Толедской. С тех пор дворец постоянно перестраивался, появился великолепный внутренний дворик, два боковых полукруглых крыла, терраса. Большую часть помещений дворца занимает картинная, точнее Палатинская галерея, в основу которой положена коллекция герцогов Медичи. Здесь же размещены несколько музеев: Музей серебра, Музей костюма, Музей карет, Галерея современного искусства. Галерея Питти и примыкающие к нему парки («Сады Боболи») – уникальный историко-художественный ансамбль.


Грот Буонталенти, названный так в честь своего создателя, архитектора Бернардо Буонталенти, был, пожалуй, самым необычным уголком во всей Флоренции. Когда-то эта анфилада из трех пещер служила для развлечения молодежи, гостившей в палаццо Питти. Ее внутренняя отделка представляла собой смесь натуралистических фантазий и готической избыточности – влажные бугристые стены с наслоениями пемзы как будто поглощали или исторгали из себя множество изваяний (отрывок из книги)

Самый большой из трёх гротов в садах Боболи – грот Боунталенти – имеет ещё одно название – «Большой грот» или “Grotta Grande”. Он был создан архитектором Бернардо Буонталенти по заказу Франческо Медичи в промежутке между 1583 и 1593 годами. Вход в грот оформлен двумя колоннами. По обе стороны от них есть ниши со скульптурами, представляющими Цереру и Аполлона. На верхней части фасада можно увидеть герб семьи Медичи, который поддерживают две женские фигуры, символизирующие мир и справедливость. Внутри грот украшен искусно созданными сталактитами и сталагмитами, камнями, раковинами и кораллами. Стены от пола до потолка покрывают настенные росписи с изображением фантастического сада, в котором можно разглядеть коз, овец, обезьян и даже гепардов. Внутри находится потайной ход к пешеходному мосту Понте-Веккьо.

Если им с Сиеной удастся добраться до палаццо Питти и выйти из садов Боболи, то от Старого города их будет отделять только самый знаменитый пешеходный мост на свете – Понте Веккьо (отрывок из книги)

Понте Веккьо является старейшим мостом во Флоренции, это трехарочный мост через р.Арно, который был построен в 1345 году на месте двух предыдущих мостов, обрушившихся в 1117 и в 1333 г. От других мостов его отличает наличие жилых зданий, расположенных по обе его стороны. В 14-16 веке на их месте стояли торговые лавки, предлагающие проходящим по мосту людям – мясо, зелень, кузнечные и ювелирные изделия. К концу 16 века на Понте Веккьо остались только продавцы драгоценностей, вследствие чего мост получил в народе ещё одно название – Золотой мост. Над пешеходной зоной Понте Веккьо и жилыми строениями тянется коридор Вазари – архитектурный проход между палаццо Веккьо и дворцом Питти, созданный в 16 веке специально для главы Флоренции, герцога Тосканского, Козимо I (Медичи).

До Эрнесто донесся топот ног, бегущих по коридору прочь… затем он постепенно затих вдали. Non e possibile! Это невозможно! Каким-то образом блондинка заставила Эрнесто сделать единственное, что ему было запрещено делать при любых обстоятельствах, – назвать код, открывающий доступ в знаменитый Коридор Вазари (отрывок из книги)

Коридор Вазари представляет собой крытую галерею длиной около одного километра. Начинается коридор у Палаццо Веккьо, переходит через Галерею Уффици, идет вдоль правобережной набережной реки Арно, следует через мост Понте-Веккьо и дальше по левому берегу (Ольтрарно) до Палаццо Питти. Коридор Вазари был построен в течение пяти месяцев 1565 году по заказу великого герцога Тосканы Козимо. Коридор Вазари хранит около 700 картин XVI—XVII веков римских и неаполитанских мастеров, а также уникальную коллекцию автопортретов известных и великих художников Италии и мира вплоть до начала XX века. В коллекции содержится около 1400 картин, в том числе автопортреты Рафаэля, Джорджо Вазари, Рубенса, Диего Веласкеса, Кустодиева, Кипренского. Музейная часть Коридора начинается с Уффици и заканчивается в Садах Боболи у Грота Буонталенти.

Палаццо Веккьо напоминает гигантскую шахматную ладью. Это внушительное сооружение с массивным прямоугольным основанием, отделанным поверху зубчатой каймой, занимает как нельзя более подходящее место на юго-восточном углу площади Синьории (отрывок из книги)
Палаццо Веккьо - ратуша Флоренции, находящаяся на площади Синьории. Массивный романский дворец-крепость с высокой зубчатой башней Арнольфо является одним из важнейших символов города. Строительство дворца началось в 1298 году по проекту Арнольфо ди Камбио как крепость для защиты резиденции приоров. Палаццо Веккьо декорировали самые знаменитые итальянские мастера от Леонардо да Винчи и Микеланджело до Вазари и Гирландайо. За высокими стенами прячется уютный внутренний дворик, расписанный в XV веке Джорджо Вазари, а залы самого дворца украшены множеством старинных фресок и скульптур. Особый интерес представляют такие залы, как Зал Пятисот, Зал Лилий, Зал Элементов, Зал старинных карт. 

Приближаясь к нужному портику, Лэнгдон с удовлетворением отметил, что память его не подвела. Под маленькой стрелкой, указывающей за угол, была надпись: «IL SALONE DEI CINQUECENTO». Зал Пятисот, подумал Лэнгдон (отрывок из книги)

Самое роскошное помещение Палаццо Веккьо – Salone dei Cinquecento. «Салон Пятисот» в конце XV столетия предназначался для заседаний Великого Совета. Этот просторный зал проектировал и строил Симоне дель Полайоло. Изначально стены были расписаны фресками работы Леонардо и Микеланджело, однако в период правления Козимо I Медичи бесценная роспись была уничтожена. Новые фрески выполнили Джорджо Вазари с учениками. Прекрасный кассетный полоток расписан батальными сценами в жанре «подвигов Геракла», прославляющими победы герцога Козимо I. От работ великого Микеланджело сохранилась только скульптурная композиция «Гений, попирающий грубую силу». 

– Роберт… – Она печально вздохнула. – Шесть дней тому назад Бертран Зобрист бросился с башни Бадия в нескольких кварталах отсюда (отрывок из книги)

В 200 метрах южнее собора Санта-Мария-дель-Фьоре находится одна из старейших церквей Флоренции – Бадия-Фьорентина, основанная в 978 г.  До 14 века при церкви располагалась небольшая круглая колокольня. В 1310 – 1330 годах вместо неё была сооружена огромная шестиугольная шатровая башня Бадия высотой 70 метров, по часам которой до сих пор сверяют часы горожане.

Дом Данте находится на улице Санта-Маргерита – его легко узнать по большому вымпелу с надписью «MUSEO CASA DI DANTE». Сиена нерешительно посмотрела на вымпел. – Это и вправду дом Данте? – Не совсем, – ответил Лэнгдон. – Данте жил за углом. А это скорее… музей Данте (отрывок из книги)

Дом-музей Данте Алигьери располагается в старинном средневековом квартале в центре Флоренции, рядом с церковью Санта-Маргарита. Дом выглядит древним, и невозможно догадаться, что он был построен лишь в начале XX века. Площадь, где раньше стоял дом, принадлежавший семье Алигьери, была реконструирована и застроена новыми зданиями. Благодаря историко-археологическим изысканиям место нахождения дома Данте удалось установить достаточно точно. Однако воссоздание дома и площади с колодцем началось только в 1911 году. Главная функция музея - образовательная: его создатели хотели наглядно показать, как жил и творил поэт. Внутри дома представлена экспозиция с различной мебелью, картинами и репродукциями, большим количеством книг, предметами той эпохи. Большой интерес представляет экспозиция, которая повествует об отношениях между Данте и его возлюбленной Беатриче Портинаре. 


Кьеза-ди-Санта-Маргерита-деи-Черки, она же так называемая церковь Данте, больше похожа на часовню, чем на церковь. Поклонники Данте почитают этот небольшой храм как священное место, где произошли два поворотных события в жизни великого поэта (отрывок из книги)

Небольшая церковь Святой Маргариты деи Черки, находящаяся в самом центре Флоренции (в 200 метрах к югу от Дуомо), названа в честь Маргариты Антиохийской, покровительницы рожениц. Впервые упомянута в 1032 году. Церковь находится неподалеку от дома Данте, и некоторые историки считают, что именно эта церковь была семейной церковью Данте. В интерьере церкви примечателен большой алтарь работы Лоренцо ди Биччи (15 век). Возлюбленная Данте Беатриче Портинари, могильная плита которой находится в церкви, в действительности, вероятно, похоронена в другой усыпальнице (по мнению большинства исследователей, во внутреннем дворике базилики святого Креста). На могиле Беатриче часто оставляют записки с просьбами о помощи в любовных делах, а ее скромная надгробная плита неизменно украшена живыми цветами.

Впереди возвышалась колокольня, второе здание из трех в соборном комплексе. Называлась она колокольней Джотто, и при взгляде на нее не оставалось сомнений, что она составляет с собором одно целое. Тоже облицованная белым и цветным мрамором, квадратная в плане, она вздымалась на головокружительную высоту – без малого сто метров (отрывок из книги)

Колокольня Джотто (1343-1387) - это кампанила флорентийского кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Кампанила – дело рук 3-х великих живописцев: Джотто оформил общий проект и возвел 1-й ярус, Андреа Пизано поставил 2-й ярус, который украсили высокие окна-бифоре, а Франческо Таленти завершил Кампанилу последним штрихом - мраморной облицовкой: белым, красным и зелёным. Основание скульптуры украшают барельефы знаменитых скульпторов эпохи Возрождения: во 2-м ярусе — панно Джотто, в 3-м — статуи (16 штук), часть из которых - работа Донателло. С вершины башни открывается захватывающая панорама Флоренции и окружающие её холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней.

Баптистерий Сан-Джованни. Так же облицованный белым и зеленым камнем, с такими же полосатыми пилястрами, как у собора, он отличается от двух других строений удивительной формой – правильного восьмигранника. Некоторые говорят, что он похож на слоеный торт: в нем четко просматриваются три яруса, и венчает его пологая белая крыша (отрывок из книги)

Баптистерий Сан-Джованни - средневековый баптистерий на Пьяцца Дуомо и Пьяцца Сан-Джованни, рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольней Джотто во Флоренции, одно из самых старых зданий города. Название происходит от латинского «baptisterium» («крестильная»), которое применялось к церковным пристройкам либо обособленным строениям, которые предназначались для совершения таинства крещения. Первый баптистерий был построен во Флоренции не позднее V века. Ныне существующее здание строилось с 1059 по 1129 годы. Вплоть до XIX века именно здесь крестили всех уроженцев Флоренции. Среди них – Данте и Медичи. Главным украшением баптистерия Сан-Джованни являются его двери (или ворота). Их без преувеличения можно назвать удивительным творением искусства. Они декорированы золочеными барельефами, авторы которых – Гиберти и Пизано. Свод купола баптистерия украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков. Центральная мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.

Библия в бронзе, подумал Лэнгдон, любуясь великолепными дверями. «Райские врата» Гиберти состоят из десяти квадратных панелей, расположенных вертикально, по пять в створке. На них изображены сцены из Ветхого Завета от Адама и Евы до Моисея и царя Соломона (отрывок из книги)

В баптистерий Сан-Джованни ведут трое ворот. Самые древние – южные выполнены в 1330 г. Андреа Пизано и содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти, на которые он потратил в общей сложности более 50 лет. Сначала в 1401-1424 гг. сделал северные, так же с 28 панелями с картинами из Нового Завета. Работа очень понравилась городским властям, и они заказали ему же третьи ворота – восточные, которые мастер делал с 1425 по 1452 гг. Именно эти врата являются самыми известными. Они настолько искусно сделаны, что восхищенный Микеланджело назвал их "Вратами Рая". Ворота состоят из 10 золочёных панелей, представляющих библейские истории. Сейчас панели "Врат рая" находятся в музее Дуомо на Соборной площади, а вместо них установлены копии.

Лэнгдон ответил кивком. Он не сомневался, что сияющий золотом храм в стихотворении – это собор Сан-Марко. Венецианцы веками называли его La Chiesa d’Oro – Золотой церковью, – и внутренность его представлялась Лэнгдону самым поразительным церковным интерьером на свете (отрывок из книги)

Собор Святого Марка - кафедральный собор Венеции, представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Первую часовню, посвящённую апостолу, начали строить ещё в 829 году. В ней хранились мощи святого Марка, похищенные венецианскими мореплавателями из египетской Александрии. Базилика святого Марка была сожжена в 976 году в ходе народного восстания. Современный собор Сан-Марко был построен довольно быстро, в течение 30 лет, а в последующие пять веков его расширяли и украшали. До 1807 года Собор святого Марка служил дворцовой капеллой. Здесь короновались дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами. Внутреннее убранство Собора святого Марка поражает изобилием цветного мрамора, церковной утвари и мозаик на библейские сюжеты, занимающих площадь 4000 кв.метров. Под престолом главного алтаря, сверкающим золотом и драгоценными камнями, хранится рака с мощами святого Марка. Над алтарём установлен Пала д’Оро («Золотой алтарь») - иконостас, выполненный византийскими мастерами по заказу венецианцев в 1343 году. Из-за обилия золота Сан-Марко иногда называют «золотой базиликой». 

На той стороне канала – рукой подать – поднимался в небо зеленый купол Сан-Симеоне-Пикколо, одной из самых эклектичных церквей в Европе (отрывок из книги)


Настоящее название Сан-Симеоне-Пикколо - церковь святых Симона и Иуды, двух апостолов. Была построена в 1738 году Джованни Антонио Скальфаротто и своим внешним видом повторяет Пантеон в Риме. Церковь примечательна выраженной диспропорцией огромного купола по отношению к остальной постройке довольно скромных размеров. На огромном зеленом куполе установлена статуя Спасителя. Внутри можно полюбоваться различными алтарями с картинами Антонио Маринетти, Франческо Палаццо, Томассо Бугони и Ангджело Вентурини. В церкви есть подземный склеп, расписанный на религиозные темы.


Лэнгдон бывал во Дворце дожей много раз и знал, что никакие части его не затоплены. Этот просторный комплекс строений включал в себя и первоклассный музей, и целый лабиринт учрежденческих помещений, и внутренние дворы, и тюрьму, такую большую, что она занимала несколько зданий (отрывок из книги)




Дворец дожей в Венеции - резиденция правителей Венеции, место заседаний Большого совета, Сената и Верховного суда. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами предположительно архитектором Филиппо Календарио, а также Пьетро Базейо и мастер Энрико. В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, и восстановлением здания занялся Антонио де Понти. Интерьеры дворца поражают своей красотой и убранством. Золотая лестница ведет к самому большому залу резиденции и всей Италии – Залу Большого Совета, над отделкой которого работали известнейшие венецианские художники. В настоящее время здание является музеем.


Через несколько секунд он вывел катер из затора и помчался по Большому каналу на восток. Под изящной аркой моста Скальци до Лэнгдона долетел знакомый аромат seppie al nero – каракатицы в собственных чернилах – из ресторанов под навесами на берегу (отрывок из книги)
Мост Скальци – один из четырех мостов, расположенных на Гранд-канале в Венеции. Этот мост, соединяющий районы Каннареджо и Санта-Кроче, был возведен в 1856 году и, как и многие мосты Венеции, почти сразу же подвергся критике за небольшие размеры, препятствующие прохождению под ним больших кораблей. В 1934 году мост Скальци был реконструирован, железную конструкцию в индустриальном стиле сменил изящный арочный мост, выполненный из камня. Автором проекта стал архитектор Эудженио Миоцци. Понте-деи-Скальци переводится с итальянского как «мост босоногих». По одной из версий это связано с большим количеством нищих, ранее обитавших в районе моста, а по другой, к данному названию имеет отношение церковь «босоногих» монахов, расположенная на левом берегу канала.

За излучиной показался купол массивной церкви Сан-Джеремия. – Святая Луция, – прошептал Лэнгдон, прочтя имя на боковом фасаде церкви (отрывок из книги)

Церковь Сан-Джеремия была основана в XI веке для хранения мощей Святого Варфоломея. После пожара 1174 года храм был восстановлен и повторно освящён в 1292 году. С тех времён сохранились только древний фундамент и колокольня в романском стиле. Нынешнее здание было построено архитектором Карло Корбеллини, работы длились с 1753 по 1760 год. В 1849 году, во время австрийской бомбардировки Венеции, в городе вспыхнул сильный пожар, в котором пострадало здание храма. В 1871 году были восстановлены оба сгоревших фасада. Церковь Сан-Джеремия хранит нетленные останки Святой Люсии из Сиракуз, кости святых Томаса, Варфоломея и Марии Магдалины. Интерьер храма украшают картины и скульптуры работы Якопо Джакомо Пальма, Себастьяно Санти, Джованни Мингарди, Микеле Скиавони и Пьера Антонио Новелли.


– На что они смотрят, что там такое? – нервно, требовательно спросил Феррис. – Il Ponte dei Sospiri, – ответила Сиена. – Знаменитый венецианский мост. Лэнгдон заглянул в тесный канал и увидел красивый резной мост-туннель, идущий аркой между двумя зданиями. Мост вздохов... (отрывок из книги)
Пожалуй, этот арочный мост можно назвать одним из самых известных в Венеции. Он был построен еще в 1602 году из белого мрамора по проекту Антонио Контино. Несмотря на свое романтичное название, мост Вздохов (Ponte dei Sospiri) имеет достаточно печальную историю. Он соединяет здание Дворца Дожей, где некогда проходили заседания суда, и тюрьму, в которую после рассмотрения дела отправлялись многие заключенные. Только на этом мосту осужденные могли бросить прощальный взгляд на город на воде.

Кони собора Сан-Марко. В любую минуту, кажется, готовые соскочить с постаментов на площадь, эти бесценные жеребцы, как и многие другие венецианские сокровища, были вывезены из Константинополя в эпоху крестовых походов (отрывок из книги)
Кони святого Марка — квадрига из позолоченной бронзы, установленная на лоджии собора Сан-Марко в Венеции. Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н.э. Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло после разграбления крестоносцами Константинополя. Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.

Оказывается, Энрико Дандоло – тот самый вероломный венецианский дож – был похоронен не в Венеции; его останки обрели покой в сердце твердыни, которую он завоевал в 1202 году… в сердце города, раскинувшегося под ними. Дандоло, что вполне уместно, похоронили в самом великолепном храме покоренного города, в здании, которое поныне остается жемчужиной всего региона. В Айя-Софии (отрывок из книги)

Софийский собор (Айя-София, Собор святой Софии) находится в историческом центре Стамбула и является прекрасным образцом сочетания архитектуры и искусства, а также признанным мировым шедевром. Собор часто называют восьмым чудом света. Собор Святой Софии был построен в 537 году по указанию византийского императора Юстиниана. Являлся главной православной церковью всего христианского мира. После завоевания Константинополя турками по приказу Султана Мехмеда II храм преобразовали в мечеть Айя-София в 1453 году. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. В этом виде храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей.


Авеню Кеннеди, с которой открываются неповторимые морские виды, вьется среди красивых рощ и старинных садов, минует порт Еникапы и, наконец, идя между городскими кварталами и проливом Босфор, поворачивает на север, к Золотому Рогу. Там над городом высится османская твердыня – дворец Топкапы (отрывок из книги)


Дворец Топкапы - это бывшая резиденция правящей семьи в Стамбуле. На протяжении 400 лет (с 1478-1878 гг.) в нем жили правители Османской Империи. Дворец был построен между 1460-1478 годами по приказу Султана Мехмеда Завоевателя. В 1924 году был объявлен музеем и открыт для посетителей. В целом музей представляет собой огромный дворцовый комплекс зданий общей площадью примерно 700 тыс. кв.м. Это своеобразный город внутри Стамбула, который создавали веками: 4 двора, несколько павильонов, мечети, фонтаны, бани, бассейны и конюшня. Во Дворце открыты выставки одежды султана, оружия, священных реликвий. Особый интерес представляет сокровищница, в которой собраны драгоценности и уникальные предметы интерьера.

Голубая мечеть, быстро сообразил он, узнав эти шесть устремленных в небо желобчатых минаретов-карандашей с острыми шпилями и многочисленными балконами – так называемыми шерефе. Лэнгдон читал когда-то, что экзотический, сказочный вид этих минаретов повлиял на архитектуру знаменитого Замка Золушки в Диснейуорлде (отрывок из книги)

Голубая мечеть или Султанахмет  в Стамбуле построена в 1616 году по приказу султана Ахмета на месте древнего ипподрома и византийского императорского дворца.  Голубая мечеть считается по праву самой большой и самой красивой мечетью Стамбула. В отличие от других мечетей, которые имеют четыре, два, или только один минарет, Голубую мечеть окружают целых шесть минаретов.  Название «Голубая» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера.

– Вы про… водохранилище? – испуганно спросил Мирсат. – Оно всего в квартале отсюда, чуть к востоку от собора. – Он показал рукой направление. – Называется Еребатан-сарай (отрывок из книги)
 

Цистерна Базилика или Еребатан-Сарай - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя. Расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии. В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам из источников Белградского леса, расположенных в 19 км к северу от города. Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Сводчатый потолок Цистерны поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты. Большая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны. По соседству находится «Бассейн желаний». Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей.

Конец маршрута



Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/chto_chitaem/75884_roman-dena-brauna-inferno-poyavilsya-v-mirovoy-prodazhe

Комментариев нет:

Отправить комментарий